Поиск по сайту

О порядке выбора поставщиков в сфере закупок способом запроса предложений

13 Октября 2017 12:55

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающим в силу с 01.01.2014, одной из форм закупок товаров (работ, услуг) предусмотрен новый способ - запрос предложений.

Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения и документации о проведении запроса предложений. Победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим способом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге.

Запрос предложений имеет ряд принципиальных отличий от иных форм закупок, в том числе запроса котировок, предусмотренных новой контрактной системой.

Так, частью 2 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено 9 случаев, в которых заказчик обязан провести запрос предложений. Названный перечень является исчерпывающим. Начальная (максимальная) цена контракта может быть любой, ограничений законом не установлено.

В отличие от действующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчиком исключена возможность заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии с единственным источником. С 1 января 2014 года в этих целях заказчиками отбор поставщиков будет производиться посредством запроса предложений.

Нововведением является обязанность проведения запроса предложений при закупках товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторгнутого заказчиком в одностороннем порядке, а также при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При этом объем закупаемых лекарственных средств не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение всего срока лечения. При этом медикаменты стоимостью до 200 тысяч рублей могут быть приобретены посредством заключения договора с единственным поставщиком. Предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.

При принятии решения о способе определения поставщика, подрядчика, исполнителя путем проведения запроса предложений заказчик обязан создать комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, количество членов которой не может быть менее трех человек.

Извещение о запросе предложений должно быть размещено в Единой информационной системе не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения запроса предложений, то есть включая выходные и праздничные дни.

Порядок, сроки, место, способы подачи заявок на участие в запросе предложений, место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок устанавливается заказчиком в извещении о проведении запроса предложений.

Появится возможность подачи заявок на участие в запросе предложений (как и в запросе котировок) в электронной форме.

Отличием запроса предложений от иных процедур закупок товаров, работ, услуг является отсутствие у заказчика возможности его отмены или внесения изменений. Таким образом, с момента размещения в Единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений данная процедура закупки должна быть проведена заказчиком в обозначенные сроки, порядке и объемах.

Одной из основных концепцией нового Федерального закона о контрактной системе является публичность процедур вскрытия заявок участников всех форм торгов, запросов котировок и предложений. Таким образом, заказчиком должна быть обеспечена возможность участия всех подавших заявки хозяйствующих субъектов в проводимых процедурах вскрытия конвертов. При этом комиссией должны быть рассмотрены заявки участников, поданные непосредственно в процессе проведения запроса предложений.

В течение часа после завершения проведения запроса предложений в Единой информационной сети (на портале госзакупок) размещается выписка из протокола его проведения, в которой содержатся: перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, признанные лучшими условия исполнения контракта или условия, содержащиеся в единственной допущенной заявке. При этом участники запроса предложений не персонифицируются. В течение одного рабочего дня после этого участники могут изменить условия ранее поданных предложений.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируется в итоговом протоколе. Выигравшим является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается заявка, которая поступила раньше.

Проведение всей процедуры запроса предложений должно фиксироваться заказчиком на аудиозапись. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений, то есть оба одновременно, размещаются в Единой информационной системе в день подписания итогового протокола.

Согласно требованиям ч. 17 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ, контракт заключается сторонами на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в сети Интернет итогового протокола. 

Особенностью нового Федерального закона № 44-ФЗ является то, что при заключении контракта с единственным участником запроса предложений заказчиком должно быть получено на это согласие уполномоченного органа контроля (ч.18 ст. 83, п.25 ч.1 ст. 93 Федерального закона № 94-ФЗ). Кроме того, на стадии приемки товаров (работ, услуг) заказчиком обеспечивается обязательное проведение внешней экспертизы, то есть с привлечением сертифицированных экспертов, исполненных подрядной организацией обязательств по договору.

Новым Федеральным законом о контрактной системе не предусмотрена возможность проведения других процедур торгов и заключения контрактов иными способами в случаях, если заявки на участие в запросе предложений отсутствуют. В таких случаях заказчик в соответствии с положениями ч. 19 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ должен внести изменения в план-график размещения заказов (при необходимости в план закупок) и вновь объявить запрос предложений и так до тех пор, пока не поступит хотя бы одна соответствующая требованиям технической документации заявка. 

Помощник межрайпрокурора                                Е.М. Рощупкина







Все документы


Документы

Все документы